|
Ночью в полях, под напевы метели, Дремлют, качаясь, березки и ели... Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает... Мнится мне утром: меж белых берез Бродит в туманном сиянье Мороз.
И. Бунин
Хоть я и не являюсь членом
клуба RU QRP, но в очередной раз с огромным удовольствием поддержал их
«детище». С каждым годом
непроизвольно начинаю замечать, что для меня эти соревнования постепенно стали трансформироваться в некий обязательный ежегодный январский ритуал. Иначе как объяснить тот факт, что уже за
несколько недель до даты проведения приехав
со службы и задержавшись вечером в гараже, начинаю ковыряться
в каких-то болтиках и винтиках, трубках, проводах
и изоляторах. А дома собиравшись с мыслями, уткнувшись в генштабовские километровки и атлас
автомобильных дорог, разбираю все возможные маршруты для выезда, начинаю подумывать о новых, более эффективных антеннах и с нетерпением поглядываю на календарь. Впрочем это скорее всего объясняется тем, что
с каждым годом хочется сделать для себя эти соревнования чуточку лучше, чуточку
интереснее и сложнее, чтоб получить
заряд адреналина, бодрости и прекрасного настроения непременно по максимуму, чтоб хватило на целый год.
До соревнований больше месяца - самое время заняться антеннами.
Откровенно говоря в этом году
«Мороз 2012» для меня стал
особенным. По сути, это первый
мой зимний автономный выезд.
Обычно на подобные зимние соревнования
я выезжал «прицепом», вместе с
другими радиолюбителями. При этом всегда можно было рассчитывать на помощь со
стороны в установке антенн и их
настройке, разворачиванию рабочего
места, да и просто в компании было легче переносить все тяготы и лишения долгого пребывания на
морозном воздухе. Но с этого года пришлось от всего этого "сервиса" к сожалению отказаться. Итак несколько слов о подготовке и самом участии
…..
Не смотря на то что выход полевой - заземление должно быть надежным. Изготавливаю колья заземления для агрегата питания и сетевого фильтра.
Подготовка к соревнованиям
началась для меня с покупки переносной мини электростанции. После долгих взвешиваний всех ЗА и ПРОТИВ, нескольких месяцев копаний в интернете и обсуждений на различных форумах,
я все же приобрел эту
нужную вещицу. Forward FGG – 1200A
оказался компактной 28 кг. коробочкой с ручкой для
переноски, электрический генератор внутри которой приводится в действие 4-х тактным бензиновым двигателем
и которая по окончании режима
обкатки, легко выдала «на гора» заявленные 1,2 кВт мощности при
напряжении 230 вольт. Что для тех целей которые я перед собой ставлю, более чем достаточно. Главным достоинством однозначно признана способность легко помещаться в багажнике моего авто.
Безотказный автономный источник питания - 100% успех любого выездного мероприятия. Следующим шагом была некоторая модернизация моего возимого антенного хозяйства, ранее
состоявшего только из Inverted
V на 20 и 40 метров. Для этого я изменил диапазоны использования
антенн. Inverted V был перестроен на 20 и 15 метровый диапазон, а ещё у меня в «арсенале» появилась походная Delta на 40 м.
Поскольку поездка предстояла довольно дальняя (более
400 км. от места постоянной дислокации) то я решительно отказался от используемого ранее в качестве мачты, проверенного многими выездами но несколько неудобного в транспортировке
легковым автомобилем , телескопического 10
метрового штыря от Р-140. Заменила его составная 10 метровая мачта (Тnx UV5QAW) которая со всеми веревками, кольями и «пятой» разместилась в компактной
сумке, а затем и в багажнике моего авто.
Дополнительно были подготовлены две 4-х метровые
составные мачты с закрепленными
маленькими блоками на их вершинах,
которые планировалось применить для подъема над землей нижней стороны треугольника сороковочной Дельты.
Собственно после этого, если не считать мелких переделок электрических
удлинителей, изготовления балуна, кольев заземления для
трансивера, фильтра и бензогенератора, покупки 25 метров кабеля RG-58 и оснащения его разъемами,
приобретения и доведения «до ума» 3-х местной саморасскладывающейся палатки,
изготовления модуля к TR4W, сетевого фильтра то этап подготовки
к соревнованиям «Мороз - Красный
Нос 2012» можно было с уверенностью считать завершенным.
В нашем морозном деле главное - ничего не забыть.
И так, согласно плана, на кануне соревнований выдвигаюсь из
Мелитополя в сторону Полтавы.
Дорогу описывать думаю нет
необходимости, так как посмотрев на
прилагаемые фотографии вы сами все поймете.
Туман, гололед и килограммы грязного снега на лобовое стекло из под шин
обгоняемых на автостраде «фур» -
вполне приемлемые неудобства для водителя с 24 летним стажем вождения. В общем
доехал нормально.
Разница между снимками - 50 км.
Еду...
21 января. Подъем который с учетом всех
приготовлений был намечен на 6.00
утра , произведен точно в
запланированное время. Скифская
могила-курган, возле которой первоначально предполагал разместить свою рабочую позицию, всего в полутора десятках километров от
родительского дома. При неспешном
передвижении хорошо знакомыми с детства полевыми
дорогами – это 30 минут езды. Так что особо не тороплюсь. Не спеша поднимаюсь с постели и иду на кухню завтракать.
Пропускаю мимо ушей замечание родителей о плохих погодных условиях , дескать
на улице минус семь, всю ночь за окном буран да и потом, зачем «ЭТО» тебе нужно… Ну естественно – мои милые и любимые родители всегда хотели своему чаду только добра, старались сделать жизнь комфортнее и легче, и теперь вряд ли смогли бы понять что именно того самого, холодного , снежного и ненастного «ЭТО» моя душа
просила и ждала с нетерпением уже целый год. Одев на себя кучу теплых вещей, всё ещё
в приятной полудреме вываливаюсь из
квартиры в темный подъезд.
Полное пробуждение и ощущение реальности пришло ко мне как только толкнул наружу входную дверь подъезда.
Толщина снежного покрова выше 20 см, большой сугроб у гаража и пронизывающий, сбивающий с ног ветер не сулил легкой жизни. Но делать нечего – иду в сарай за лопатой, достаю
из багажника унты и в течении 20
минут готовлю «взлетную полосу» своему
автомобилю. Наконец дело сделано и путь свободен, мы с автомобилем трогаемся и берем курс в квадрат KN79NR
где уже многие сотни лет как
расположился скифский
курган. Но соревнования они на то и соревнования, чтоб не
все было просто и гладко. После 20 минут снежного родео я понял –
к заветному кургану мне без помощи гусеничного трактора не пробиться. Буквально через каждые
200-300 метров полевая дорога ведущая к нему
перекрывалась довольно солидными перемётами. Делать нечего, пришлось срочно искать альтернативную позицию.
Положение спасло то, что я хорошо знал
местность и быстро смог найти
такое место, где в случае непрекращающегося снегопада я имел бы все шансы после соревнований
пообедать дома. В итоге QTH локатор изменился на
KN79MR.
Первое фото. Температура на позиции.
Установка палатки.
Inverted
V +
Delta = гремучая смесь.
Естественно время потраченное на борьбу со стихией даром
пройти не могло, да и на установку антенн и палатки при таком сильном ветре ушло намного
больше времени чем я предполагал. К тому
же пришлось искать в ближайшей лесопосадке
какой то материал, который мог послужить щитом для
бензиновой электростанции, избавив
её от вездесущей поземки, которая так и норовила забиться во все щели и там растаять. Как ни прискорбно, но к началу соревнования я опоздал на полчаса. Поскольку такое опоздание у меня
уже третье по счету, то я особо и не расстроился, так как по опыту знаю - ещё абсолютно ничего не потеряно.)))) Хлебнув горячего чайку и сделав несколько снимков позиции, я
забравшись в палатку приступил к
участию в состязаниях. Первое, что после часа работы в эфире бросилось в
глаза – катастрофическое малое
количество участников работающих в полевых условиях. Зато от идентификатора
температуры «Т» буквально рябило в
глазах.
На часах 6.34 UTC, а у меня всего 7 связей.
Ну да ладно, участие в подобного рода соревнованиях - дело
добровольное, требующее как минимум физической выносливости да и чего греха таить денежных средств, ну а может просто так
сложились обстоятельства. В любом случае не хотелось бы думать, что людям это занятие стало не интересным. Впрочем как бы там ни было, а аппаратный журнал постепенно наполнялся
связями. Относительно низко подвешенная
«Дельта» вопреки всем моим скептическим
прогнозам работала просто шикарно. Теперь сидя в теплой и уютной квартире за чашкой горячего шоколада, и анализируя полевой выход жалею что после окончания соревнований у меня так и
не возникло большого желания
проверить её работой на «даль», но
громкость сигналов QRP
радиостанций которые работали со мной в
тесте обнадеживает (Кстати есть звуковые файлы почти всех моих связей). Одним словом - антенна
заслужила право на жизнь. В
принципе я все станции слышал прилично, единственной помехой при приеме из за которой приходилось иногда
переспрашивать у корреспондентов NR или RST – это были хлопки которые издавало полотно палатки под могучими
порывами ветра. А холодные наушники одевать как то совсем не хотелось. После
очередной пробежки (после часа сидения в палатке ноги в унтах
начинали затекать, приходилось регулярно выбираться наружу и совершать обход периметра чтоб
размяться), обратил внимание что на
градуснике который лежал на капоте автомобиля, температура начала повышаться. Против утренних -7 ,
теперь было немногим меньше 3 градусов
минус – пришлось сменить идентификатор температуры с «R» на «О».
В пылу сражения.
Контроль электропитания.
Ввожу поправку в TR4W и чтоб
поразмяться сажусь за обычный ключ. Вот так вот чередуя передачу на ручном ключе и
клавиатуре с пробежками
вокруг позиции я завершил соревнование. Закончился очередной радиолюбительский
праздник. Праздник закоренелых энтузиастов своего дела и настоящих мужчин. Пусть для полного и всестороннего радиолюбительского счастья мне было выделено только три с половиной
часа, тем не менее удалось сделав более 350 CQ на трех диапазонах провести около 70 связей. Я благодарен тем радиолюбителям кто меня звал
и дозвался, кто проявил терпение и
дублировал свои рапорта столько, сколько было нужно. Особенно был рад слышать
станции работавшие из полевых условий.
Моя позиция в целом.
Была тайная надежда что потеплеет еще больше и я в третий раз сменю идентификатор... Но не судьба. К концу соревнований в палатке только +1.
Эпилог.
Естественно и в этот раз не
обошлось без курьезов - уже в самом
конце мероприятия, когда практически все вещи и аппаратура были свернуты и
упакованы в машину, осталось сделать
самое простое - свернуть саморасcкладывающуюся
трехместную палатку. Это «чудо» китайской легкой промышленности размерами 2х2
метра и весом в пару килограмм, которое утром при разворачивании полевого
рабочего места несказанно порадовало меня быстротой и простотой своей установки, все же нанесло подлый удар ниже пояса - ни под каким углом и ни каким способом она не захотела складываться
обратно в чехол. Как я ни мучился, а максимум что удалось от неё добиться
- сложить её так, чтоб не сломав её металлические части, кое как запихнуть
в багажник автомобиля. Короче, вот именно в этом случае камасутра отдыхает.))) Так что по дороге домой пришлось заехать к товарищу моего отца - владельцу
местного павильона спорттоваров, где собственно я её и прикупил несколько дней
назад. Дядя Коля, оказался в этом деле почти настоящим
"профи" (сразу видно - десятки выездов на рыбалку с ночевкой не прошли даром)
- подошел к вопросу со знанием дела
и кучей нравоучений, хоть и не с первой попытки, но таки скрутил её в бублик и запихал в чехол.
Затем заставил меня пару раз сделать то же самое - наверное чтоб я больше
не отвлекал его от шахматной партии. Ну и на том спасибо - зато я теперь кручу
эту палатку как гусар усы))).
Собираюсь в обратный путь. Главное ничего не оставить в поле - плохая примета (дважды в одно место ездить не хочу). Подвожу итоги: Мини
электростанция «скушавшая» за 4,5 часа непрерывной работы всего около
2,5 литров ВОГовского АИ-92, действительно
порадовала своим скромным аппетитом. Но тут же выплыла новая проблема - оказалось бензоагрегат нуждается в защите от атмосферных осадков. Хорошо (в данном случае) что наши лесопосадки изобилуют кучей всякого мусора в виде битого шифера из которого мне удалось выстроить снегоотбойник вокруг бензоагрегата. А окажись я на открытой местности и в такую же погоду - могли возникнуть неприятности. Вывод на перспективу - нужно соорудить каркас и брезентовое накрытие. Также нужно дооборудовать окно палатки дополнительными "липучками" для его плотного закрытия, также предусмотреть отверстие в виде "рукава с резинкой" для вывода наружу антенных фидеров, кабелей питания и заземления, как показала практика - через "дверь" палатки это не очень удобно, да и расскладной стул нужен немного ниже - было неудобно работать вертикальным ключом. А в остальном, все получилось довольно неплохо. В результате полевого выхода получил массу положительных эмоций, прекрасное настроение, замечательный отдых и удовольствие от работы в эфире на чистом морозном воздухе.
73! Олег UV5QR/P
пгт. Артёмовка
Полтавская обл.
P.S. Пусть я не в восторге от
положения этих соревнований , по условиям которого участник сменивший позицию с
"полевой" на "стационарную" или наоборот, считается участником подгруппы "поле"
(по моему мнению это не хорошо по
отношению к тем, кто все 4 часа морозит свой нос вдали от дома и было бы даже очень справедливо относить
только эти станции к группе «поле»), а для
«перебежчиков» придумать какую то другую категорию. Но в чужой монастырь со своим уставом не
ходют, так что мне остается только благодарить
устроителей соревнований за прекрасную возможность провести несколько часов на природе за любимым занятием, в полной гармонии со своими чувствами и желаниями. Я
искренне надеюсь, что следующей зимой, мы все будем живы-здоровы и
ничто не сможет помешать нам всем снова встретиться
под знамёнами Российского QRP Клуба.
| |