Предисловие.
Перечитав массу форумов и отзывов пользователей Canon PowerShot S5 IS о данном девайсе, для меня картина обрисовалась следующая – добрая половина пользователей жалуется на низкое качество фотографий, сложности в настройке и прочие неудобства. Да, действительно, не смотря на небольшие «мыльничные» размеры, фотоаппарат оказался весьма не прост и довольно своеобразный. Японским производителям удалось воплотить в одной небольшой коробочке всё по максимуму для любителя и даже намного больше для фотографов-профессионалов. Вот этот большой набор настроек и функционала, порой и является основной причиной проблем для неопытных пользователей, «пересевших» со своих мыльниц на полупрофессиональную фототехнику. Иными словами, с Canon PowerShot S5 IS, привычной для мыльниц операцией – нажатием лишь одной кнопки «спуск», хороших фотографий получить не возможно.
Я тоже не стал исключением, долгое время приноравливался к аппарату, делая сотни отвратительных по качеству и содержанию фотоснимков, пока не сел за «Инструкцию пользователя» и старые книги по фотографии. В результате разработал для себя некий алгоритм пользования фотоаппаратом, и теперь 99% фотографий у меня получаются хорошего качества. Ну а, сюжетная линия, наполнение кадра – это уже напрямую зависит от настроения и терпения.
Итак, фотографируя своим Canon PowerShot S5 IS, я руководствуюсь несколькими очень важными правилами и понятиями:
Экспозиция. Важно, чтобы режим экспозамера соответствовал снимаемому сюжету. Если всё освещено более-менее равномерно, выбираю «оценочный» режим (пейзаж, фасад дома, лес), если присутствуют объекты, контрастирующие с общим фоном — «усредненный» (отдельное яркое дерево, человек на сцене, лодка на реке, портрет). Если небольшие единичные яркие и темные объекты, выбираю «точечный» замер (луна на небе, костер на другом берегу, лампочка на столбе ).
Диафрагма. Как известно, чем большее ее число показывается в видоискателе, тем сильнее она закрыта. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). При съемке пейзажа диафрагму закрываю до 8.0, при съемке портрета открывают до 2.7.
При полностью открытой диафрагме стоит снимать лишь в том случае, если нужно получить малую ГРИП. В остальных случаях, диафрагму лучше закрыть до 5.6-8. При этом разрешающая способность большинства объективов максимальна.
Примерные значения выдержек:
1/4 сек. и длиннее — Обязательно нужен штатив.
1/8 — Слабое освещение, нужен штатив.
1/15 — Пасмурно. В большинстве случаев нужен штатив.
1/60 — Это самая длительная выдержка для съемки с рук.
1/125 — Шагающий человек.
1/250 — Бегун.
1/320 – Эмоции.
1/500 — Велосипедист.
1/1000 и короче — Автогонки.
Никогда не снимаю в режимах Auto и P! Использую режимы Av= приоритет диафрагмы (выдержку камера выставит сама) или Tv= приоритет выдержки (камера сама выбирает величину диафрагмы).
Av= Приоритет диафрагмы.
Если в помещении темно, то выставляю самое маленькое (в цифровом значении), число диафрагмы. В Canon PowerShot S5 IS это значение 2,7 и оно грозит маленькой глубиной резкости изображения. Поэтому необходимо фокусироваться или на глазах человека или на детали, которую хочу выделить.
Tv= Приоритет выдержки.
В случае фотографирования двигающихся предметов (например, дети) 1/60 сек – это самая длинная выдержка, что может позволить Canon PowerShot S5 IS при съемке с рук (без штатива). Если ребенок быстро бежит, то самое маленькое её значение, что можно поставить - 1/100 (а ещё лучше 1/200). На 1/1000-1/3200 снимаю капельки воды в фонтане.
Опять важные моменты:
1. Очень многое зависит от точки фокусировки. В темноте лучше сфокусироваться на самой светлой точке в области снимаемого объекта.
2. При съемке в темноте, Canon PowerShot S5 IS пытается черный цвет вытянуть в серый. Что надо сделать, чтобы снимки в темноте не были «дневными»? Для этого есть шкала коррекции экспозиции. Нажимаю джойстик вверх +/- и щелкая влево, вношу необходимую коррекцию.
3. При съемке на снегу, камера всегда недодерживает кадр и фигуры получаются слишком темными – поэтому щелкаю коррекцию в "+" (+1 достаточно).
4. Вечерний город наоборот, снимаю, корректируя в "-". Обычно надо «скрутить» до -1,5 -2. Этим добиваемся меньшей выдержки, а значит и резкости при съемке с рук в темноте. В темноте, фокусируемся на самом светлом. Это важно!!!
5. В ночном клубе фотографирую так : экспокоррекция "-2", Tv= приоритет выдержки, выдержка - 1/60, фокусировка на ярко освещенных деталях. И никакой вспышки!
6. Снимаю дома, без дополнительной техники и при плохом освещении:
Правило 1. Никогда не снимаю при электрическом свете! Дожидаюсь утра (пусть даже самого хмурого) и выключаю все лампы.
Правило 2. Ставлю значение ISO (светочувствительности), максимальное, но минус 2 ступени. То есть, у Canon PowerShot S5 IS максимальное значение ISO 1600, значит, можно поставить максимум 400. Можно поставить и большее значение, но качество кадра будет отвратительное - лезет "зерно".
Правило 3. Выбираю режим Av= приоритет диафрагмы. Открываю её максимально. (Чтоб снимать детали подробно и обеспечить художественную размытость заднего плана).
Правило 4. Выбираю точку, где должна быть резкость и фокусируюсь на ней с помощью точечной фокусировки.
Как снимаю в квартире с помощью штатива:
Правило 1. Свет только дневной.
Правило 2. ISO 200, auto (баланс белого), режим Av=, диафрагма от 2,7 до 8,0 (большее значение - больше глубина резкости, меньшее - красивое боке (размытость заднего фона)). Правила фокусировки те же, что и без штатива. Выдержку камера поставит сама. Кстати, выдержка может быть весьма длинной, поэтому важно во время съемки не шевелить камеру и штатив. Обычно, ставлю режим задержки спуска - 2 сек. В награду получаю отличный кадр, даже в квартирных сумерках.
Как фотографирую ночью:
Портрет.
Сразу же устанавливаю объектив в максимальное для него телеположение. Тем более, что в Canon PowerShot S5 IS фокусное расстояние 72 мм. Это необходимо сделать обязательно - меньше будет геометрических искажений. При фотосъёмке фокусировку произвожу по глазам (ближнему ко мне глазу). При фотографировании портрета глаза обязательно должны быть в зоне резкости. Хотя светосила объектива относительно высокая (f2,7), но для съёмки портрета диафрагму открываю максимально.
Фотографирую закат.
Закат фотографирую режиме приоритета диафрагмы (Av). Диафрагму смело зажимаю до f/8 . При зажатии диафрагмы общая детализация снимка снижается, но появляется эффект расходящихся лучей от солнца. На открытой диафрагме снимать закат нет смысла — детализация низкая, глубина резкости мала.
Выдержка подбирается фотоаппаратом автоматически (при съемке в режиме Av) Если снимок получается слишком темным или слишком светлым — пользуюсь функцией экспокоррекции.
Чувствительность ISO - минимально возможная.
Функция "лок — фокус". Применяю если нужно снять с одинаковой резкостью два объекта, которые стоят в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Навожу камеру на один объект и нажимаю кнопку «спуск» для фокусировки (не до конца). После того, как фотоаппарат сфокусировался (не отпуская кнопки) навожу камеру по центру между объектами съемки и дожимаю кнопку спуска. Оба объекта съемки будут сфотографированы с одинаковой резкостью.
Съёмка "с проводкой". Этот способ применяю для фотографирования быстро движущихся объектов, для чего отключаю дисплей и ловлю объект съемки через глазок видоискателя. Затем, перемещаю камеру синхронно движению объекта, постоянно удерживая объект в видоискателе. В нужный момент нажимаю кнопку спуск. У Canon PowerShot S5 IS конечно медленный автофокус и задержка спуска, но если приловчиться, можно сделать отличный кадр.
Выбор рамки фокусировки. Иногда бывает необходимо, чтобы зона автофокуса находилась не по центру кадра, а в другой его части. Для этого нажимаю кнопку выбора рамки фокусировки и с помощью джойстика перемещаю её в нужное место.
Фокусировочная вилка. При съемке многопланового сюжета, пользуюсь функцией фокусировочной вилки. Для чего нажимаю кнопку Func, захожу в выбор режима брекетинга и активирую «Фокус-BKT». После чего, камера делает три кадра - один с нормальным фокусом, а два других — соответственно, с фокусом дальше и ближе.
Режим синхронизации вспышки. У Canon PowerShot S5 IS два режима синхронизации вспышки — по первой шторке (вспышка срабатывает вместе с открытием затвора), или по второй (непосредственно перед его закрытием). При съемке неподвижных сюжетов разницы в этих режимах практически нет, но при съемке движущихся объектов с длинной выдержкой — она весьма ощутима.
Система стабилизации изображения. Доступно три режима: «Непрерывно» — стабилизатор включен все время, пока картинка отображается на экране или в видоискателе. Это позволяет видеть объект без дрожания во время съемки, но существенно сажает батареи. «При съемке» — стабилизатор включается только при нажатии на кнопку спуска, (имеет смысл пользоваться именно этим режимом). «Панорама» — компенсируется только «вертикальное» дрожание камеры, применяется для съемки горизонтально движущихся объектов.