Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне утром: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
И. Бунин
Хоть я и не являюсь членом клуба RU QRP, но в очередной раз с огромным удовольствием поддержал их «детище». С каждым годом непроизвольно начинаю замечать, что для меня эти соревнования постепенно стали трансформироваться в некий обязательный ежегодный январский ритуал. Иначе как объяснить тот факт, что уже за несколько недель до даты проведения приехав со службы и задержавшись вечером в гараже, начинаю ковыряться в каких-то болтиках и винтиках, трубках, проводах и изоляторах. А дома собиравшись с мыслями, уткнувшись в генштабовские километровки и атлас автомобильных дорог, разбираю все возможные маршруты для выезда, начинаю подумывать о новых, более эффективных антеннах и с нетерпением поглядываю на календарь. Впрочем это скорее всего объясняется тем, что с каждым годом хочется сделать для себя эти соревнования чуточку лучше, чуточку интереснее и сложнее, чтоб получить заряд адреналина, бодрости и прекрасного настроения непременно по максимуму, чтоб хватило на целый год.
До соревнований больше месяца - самое время заняться антеннами.
Откровенно говоря в этом году «Мороз 2012» для меня стал особенным. По сути, это первый мой зимний автономный выезд. Обычно на подобные зимние соревнования я выезжал «прицепом», вместе с другими радиолюбителями. При этом всегда можно было рассчитывать на помощь со стороны в установке антенн и их настройке, разворачиванию рабочего места, да и просто в компании было легче переносить все тяготы и лишения долгого пребывания на морозном воздухе. Но с этого года пришлось от всего этого "сервиса" к сожалению отказаться. Итак несколько слов о подготовке и самом участии …..
Не смотря на то что выход полевой - заземление должно быть надежным.
Изготавливаю колья заземления для агрегата питания и сетевого фильтра.
Подготовка к соревнованиям началась для меня с покупки переносной мини электростанции. После долгих взвешиваний всех ЗА и ПРОТИВ, нескольких месяцев копаний в интернете и обсуждений на различных форумах, я все же приобрел эту нужную вещицу. Forward FGG – 1200A оказался компактной 28 кг. коробочкой с ручкой для переноски, электрический генератор внутри которой приводится в действие 4-х тактным бензиновым двигателем и которая по окончании режима обкатки, легко выдала «на гора» заявленные 1,2 кВт мощности при напряжении 230 вольт. Что для тех целей которые я перед собой ставлю, более чем достаточно. Главным достоинством однозначно признана способность легко помещаться в багажнике моего авто.
Безотказный автономный источник питания - 100% успех любого выездного мероприятия.
В нашем морозном деле главное - ничего не забыть.
И так, согласно плана, на кануне соревнований выдвигаюсь из Мелитополя в сторону Полтавы. Дорогу описывать думаю нет необходимости, так как посмотрев на прилагаемые фотографии вы сами все поймете. Туман, гололед и килограммы грязного снега на лобовое стекло из под шин обгоняемых на автостраде «фур» - вполне приемлемые неудобства для водителя с 24 летним стажем вождения. В общем доехал нормально.
Разница между снимками - 50 км.
Еду...
21 января. Подъем который с учетом всех приготовлений был намечен на 6.00 утра , произведен точно в запланированное время. Скифская могила-курган, возле которой первоначально предполагал разместить свою рабочую позицию, всего в полутора десятках километров от родительского дома. При неспешном передвижении хорошо знакомыми с детства полевыми дорогами – это 30 минут езды. Так что особо не тороплюсь. Не спеша поднимаюсь с постели и иду на кухню завтракать. Пропускаю мимо ушей замечание родителей о плохих погодных условиях , дескать на улице минус семь, всю ночь за окном буран да и потом, зачем «ЭТО» тебе нужно… Ну естественно – мои милые и любимые родители всегда хотели своему чаду только добра, старались сделать жизнь комфортнее и легче, и теперь вряд ли смогли бы понять что именно того самого, холодного , снежного и ненастного «ЭТО» моя душа просила и ждала с нетерпением уже целый год. Одев на себя кучу теплых вещей, всё ещё в приятной полудреме вываливаюсь из квартиры в темный подъезд.
Полное пробуждение и ощущение реальности пришло ко мне как только толкнул наружу входную дверь подъезда. Толщина снежного покрова выше 20 см, большой сугроб у гаража и пронизывающий, сбивающий с ног ветер не сулил легкой жизни. Но делать нечего – иду в сарай за лопатой, достаю из багажника унты и в течении 20 минут готовлю «взлетную полосу» своему автомобилю. Наконец дело сделано и путь свободен, мы с автомобилем трогаемся и берем курс в квадрат KN79NR где уже многие сотни лет как расположился скифский курган. Но соревнования они на то и соревнования, чтоб не все было просто и гладко. После 20 минут снежного родео я понял – к заветному кургану мне без помощи гусеничного трактора не пробиться. Буквально через каждые 200-300 метров полевая дорога ведущая к нему перекрывалась довольно солидными перемётами. Делать нечего, пришлось срочно искать альтернативную позицию. Положение спасло то, что я хорошо знал местность и быстро смог найти такое место, где в случае непрекращающегося снегопада я имел бы все шансы после соревнований пообедать дома. В итоге QTH локатор изменился на KN79MR.
Первое фото. Температура на позиции.
Установка палатки.
Inverted V + Delta = гремучая смесь.
Естественно время потраченное на борьбу со стихией даром пройти не могло, да и на установку антенн и палатки при таком сильном ветре ушло намного больше времени чем я предполагал. К тому же пришлось искать в ближайшей лесопосадке какой то материал, который мог послужить щитом для бензиновой электростанции, избавив её от вездесущей поземки, которая так и норовила забиться во все щели и там растаять. Как ни прискорбно, но к началу соревнования я опоздал на полчаса. Поскольку такое опоздание у меня уже третье по счету, то я особо и не расстроился, так как по опыту знаю - ещё абсолютно ничего не потеряно.)))) Хлебнув горячего чайку и сделав несколько снимков позиции, я забравшись в палатку приступил к участию в состязаниях. Первое, что после часа работы в эфире бросилось в глаза – катастрофическое малое количество участников работающих в полевых условиях. Зато от идентификатора температуры «Т» буквально рябило в глазах.
На часах 6.34 UTC, а у меня всего 7 связей.
Ну да ладно, участие в подобного рода соревнованиях - дело добровольное, требующее как минимум физической выносливости да и чего греха таить денежных средств, ну а может просто так сложились обстоятельства. В любом случае не хотелось бы думать, что людям это занятие стало не интересным. Впрочем как бы там ни было, а аппаратный журнал постепенно наполнялся связями. Относительно низко подвешенная «Дельта» вопреки всем моим скептическим прогнозам работала просто шикарно. Теперь сидя в теплой и уютной квартире за чашкой горячего шоколада, и анализируя полевой выход жалею что после окончания соревнований у меня так и не возникло большого желания проверить её работой на «даль», но громкость сигналов QRP радиостанций которые работали со мной в тесте обнадеживает (Кстати есть звуковые файлы почти всех моих связей). Одним словом - антенна заслужила право на жизнь. В принципе я все станции слышал прилично, единственной помехой при приеме из за которой приходилось иногда переспрашивать у корреспондентов NR или RST – это были хлопки которые издавало полотно палатки под могучими порывами ветра. А холодные наушники одевать как то совсем не хотелось. После очередной пробежки (после часа сидения в палатке ноги в унтах начинали затекать, приходилось регулярно выбираться наружу и совершать обход периметра чтоб размяться), обратил внимание что на градуснике который лежал на капоте автомобиля, температура начала повышаться. Против утренних -7 , теперь было немногим меньше 3 градусов минус – пришлось сменить идентификатор температуры с «R» на «О».
В пылу сражения.
Контроль электропитания.
Ввожу поправку в TR4W и чтоб поразмяться сажусь за обычный ключ. Вот так вот чередуя передачу на ручном ключе и клавиатуре с пробежками вокруг позиции я завершил соревнование. Закончился очередной радиолюбительский праздник. Праздник закоренелых энтузиастов своего дела и настоящих мужчин. Пусть для полного и всестороннего радиолюбительского счастья мне было выделено только три с половиной часа, тем не менее удалось сделав более 350 CQ на трех диапазонах провести около 70 связей. Я благодарен тем радиолюбителям кто меня звал и дозвался, кто проявил терпение и дублировал свои рапорта столько, сколько было нужно. Особенно был рад слышать станции работавшие из полевых условий.
Моя позиция в целом.
Была тайная надежда что потеплеет еще больше и я в третий раз сменю идентификатор... Но не судьба.
К концу соревнований в палатке только +1.
Эпилог.
Естественно и в этот раз не обошлось без курьезов - уже в самом конце мероприятия, когда практически все вещи и аппаратура были свернуты и упакованы в машину, осталось сделать самое простое - свернуть саморасcкладывающуюся трехместную палатку. Это «чудо» китайской легкой промышленности размерами 2х2 метра и весом в пару килограмм, которое утром при разворачивании полевого рабочего места несказанно порадовало меня быстротой и простотой своей установки, все же нанесло подлый удар ниже пояса - ни под каким углом и ни каким способом она не захотела складываться обратно в чехол. Как я ни мучился, а максимум что удалось от неё добиться - сложить её так, чтоб не сломав её металлические части, кое как запихнуть в багажник автомобиля. Короче, вот именно в этом случае камасутра отдыхает.))) Так что по дороге домой пришлось заехать к товарищу моего отца - владельцу местного павильона спорттоваров, где собственно я её и прикупил несколько дней назад. Дядя Коля, оказался в этом деле почти настоящим "профи" (сразу видно - десятки выездов на рыбалку с ночевкой не прошли даром) - подошел к вопросу со знанием дела и кучей нравоучений, хоть и не с первой попытки, но таки скрутил её в бублик и запихал в чехол. Затем заставил меня пару раз сделать то же самое - наверное чтоб я больше не отвлекал его от шахматной партии. Ну и на том спасибо - зато я теперь кручу эту палатку как гусар усы))).
Собираюсь в обратный путь. Главное ничего не оставить в поле - плохая примета (дважды в одно место ездить не хочу).
Подвожу итоги:Мини
электростанция «скушавшая» за 4,5 часа непрерывной работы всего около
2,5 литров ВОГовского АИ-92, действительно
порадовала своим скромным аппетитом. Но тут же выплыла новая проблема - оказалось бензоагрегат нуждается в защите от атмосферных осадков. Хорошо (в данном случае) что наши лесопосадки изобилуют кучей всякого мусора в виде битого шифера из которого мне удалось выстроить снегоотбойник вокруг бензоагрегата. А окажись я на открытой местности и в такую же погоду - могли возникнуть неприятности. Вывод на перспективу - нужно соорудить каркас и брезентовое накрытие. Также нужно дооборудовать окно палатки дополнительными "липучками" для его плотного закрытия, также предусмотреть отверстие в виде "рукава с резинкой" для вывода наружу антенных фидеров, кабелей питания и заземления, как показала практика - через "дверь" палатки это не очень удобно, да и расскладной стул нужен немного ниже - было неудобно работать вертикальным ключом. А в остальном, все получилось довольно неплохо. В результате полевого выхода получил массу положительных эмоций, прекрасное настроение, замечательный отдых и удовольствие от работы в эфире на чистом морозном воздухе.
73! Олег UV5QR/P
пгт. Артёмовка
Полтавская обл.
P.S. Пусть я не в восторге от положения этих соревнований , по условиям которого участник сменивший позицию с "полевой" на "стационарную" или наоборот, считается участником подгруппы "поле" (по моему мнению это не хорошо по отношению к тем, кто все 4 часа морозит свой нос вдали от дома и было бы даже очень справедливо относить только эти станции к группе «поле»), а для «перебежчиков» придумать какую то другую категорию. Но в чужой монастырь со своим уставом не ходют, так что мне остается только благодарить устроителей соревнований за прекрасную возможность провести несколько часов на природе за любимым занятием, в полной гармонии со своими чувствами и желаниями. Я искренне надеюсь, что следующей зимой, мы все будем живы-здоровы и ничто не сможет помешать нам всем снова встретиться под знамёнами Российского QRP Клуба.