Всё, сгорело! Уголёчки чуть пыхтят,
Мы нанизываем мясо плотно в ряд,
Заполняя шампурами весь мангал.
Пряный запах шашлычку рекламу дал!
Зашипел и зарумянился шашлык,
У огня священнодействует мужик!
Надо вовремя шампур перевернуть,
И полить настойкой трав, и жар раздуть...
(Александр Тарадов)
Справедливости ради замечу, что в продаже уже давно имеется достаточно широкий ассортимент всевозможных мангалов. От шикарных стационарных , до туристических, складных проволочных "Кипарисов". Конечно, все они в той или иной степени, сослужат человечеству одну и ту же службу, но как мне кажется, у всех приличных мангалов есть один недостаток - слишком высокая цена. Мангалы подешевле, естественно более низкого качества, в принципе тоже могут нас выручить, но тут уже придирки совершенно другого плана - качество. Для удешевления конструкции используется тонкий металл, от жара его сильно коробит, теряется эстетический вид да и разобрать такой мангал - проблема. А если и разберете - заново собрать точно не удастся, разве что от души перепачкавшись сажей.
В итоге решил не выпендриваться и сделать мангал самостоятельно, используя подручное гаражное оборудование и листовой металл. Сразу хотелось повторить магазинный складной мангал в виде 5 сантиметрового дипломата, предварительно слегка изменив конструкцию, сделав его более применимым к условиям планируемой эксплуатации, но чем больше входил во "вкус", понял , что все эти завесы, бортики и защелки - только лишний гемор, а практической пользы от них - ноль. В общем, решено было соорудить простое, удобное в эксплуатации и транспортировке, несложное в изготовлении, устройство для приготовления шашлыка. Потому и решил придерживаться классического конструктива. Основываясь на многолетнем опыте автотуриста, решил извлечь из обычного мангала все его "плюсы". Во-первых, это будет мобильная жаровня для горящих углей, во вторых- это контейнер для хранения шампуров, решетки для гриля, топорика и зажигательной жидкости. Затем - это емкость для размещения дров или пакета с углем, ну и в конце то концов тут присутствует еще один немаловажный пункт - внутренние закопченные поверхности мангала будут всегда внутри и их не нужно касаться руками.
Габариты мангала рассчитывал основываясь на размерах используемой решетки для гриля (25х35см) и от длинны шампуров (50см). Также учитывал количество горящего угля необходимое для доведения шашлыка до готовности и этот показатель отобразился на выборе высоты стенок мангала.
Для удобства переноса мангала в сложенном положении (с отвинченными ножками), в боковой части основания жаровни имеется ручка-скоба. Исходя из того, что дно мангала будет испытывать наибольшие температурные нагрузки, так как на нем будут находиться горящие угли, пришлось выполнить его из металла потолще (4 мм), для боковых стенок, думаю, будет вполне достаточно и 3мм стали.
Мангал представляет собой этакое чашеобразное корыто, размером 30 х 40 см и высотой 14 см , оснащенный для удобства ручкой для транспортировки, отверстиями для подтока воздуха к углям , а боковые стенки жаровни оснащены пропилами для фиксации положения шампуров. Они расположены на противоположных стенках и имеют разный "шаг". На дне корыта приварены уголки которые используются для фиксации в них ножек мангала при переноске. Резьбовые соединения ножек смазал графитной смазкой - это предотвратит их от пригорания. При переноске они вывинчиваются и убираются внутрь, где закрепляются вместе с шампурами в пазах (см. фото). В середину корыта также помещается 2.5 килограммовый пакет с древесным углем или обычные дрова. Лично меня "плюс" классического конструкторского решения радует - энергоносители беспорядочно в багажнике авто не валяются и следовательно лишний мусор там не распостраняют.
В плане покрасить мангал термостойкой краской в черный или серебристый цвет. Думаю , для этих целей вполне подойдет термостойкая краска в баллончиках, которые обычно используются для покраски глушителей в автомобилях.